В ПДС прошла ежегодная студенческая конференция

17 февраля в стенах Перервинской духовной семинарии прошла ежегодная студенческая научно-практическая конференция на тему «Секулярный мир и религиозность: укоренённость социального служения Церкви в Евхаристии».

После вступительного слова проректора по научной работе иерея Германа Демидова с основным докладом выступил священник Алексей Васильев, а также студенты семинарии Вячеслав Ковалёв, Илья Симулик, Роман Романов.

На конференции обсуждались такие вопросы, касающиеся отношений светского мира (государства) и Церкви, как:

  • какой социальный запрос общества и государства по отношению к Церкви?
  • как Церковь может улучшить общество и государство?
  • какими средствами обладает Церковь для выполнения этой цели и что входит в её компетенцию?

И другие вопросы.

По результатам докладов и обсуждений можно сделать следующие выводы.

1) Современное общество воспринимает религиозные нормы как нечто предписанное ему (миру) извне и не имеющее практической ценности, поскольку эти нормы идут вразрез с господствующим в мире стремлением к потребительскому индивидуализму, выражающемуся прежде всего в мировоззренческих взглядах. Как может повлиять Церковь на общество в данном случае? Для прояснения ситуации можно обратиться к истории ранней Церкви: потребовалось три века церковного свидетельства, чтобы Римская империя признала христианство, которое одержало свою победу над язычеством не убедительностью своей политической доктрины, которой у него и не было, а личным примером преображённых в Церкви граждан. Но вскоре, став государственной религией, христианство взяло на себя несвойственную ему роль политической идеологии. В личном плане это привело к тому, что вхождение в Церковь стало происходить не по призыву Божьему, совершающемуся в сердце человека, а под влиянием внешних социально-политическим факторов. В результате Церковь стала восприниматься как внешняя принуждающая сила.

2) Первоочередная задача Церкви — не воспитать для общества законопослушного гражданина, а подготовить человека к жизни будущей, т. е. экзистенционально изменить человека, что достигается прежде всего его участием в литургической жизни, в таинстве Евхаристии. Получив реальный опыт богообщения и причастности к эсхатологической реальности, христиане становятся той «солью» земли, тем «светом» мира, о которых говорит Спаситель. Формальное увеличение членов Церкви не даст нужного результата.

3) Опыт социального служения Церкви, если он не проистекает из обретённой любви к Богу и ближним, временами может достигать некоторых успехов в конкуренции с теми или другими социальными учреждениями государства, но, как правило, не привлекает новых членов в Церковь, так как люди не видят в ней эсхатологической реальности. Приобщение к этой реальности происходит прежде всего через таинство Евхаристии.

Проблематика указанной темы конференции будет освещена в более широком научно-богословском контексте на предстоящих юбилейных ХХХ Международных Рождественских образовательных чтениях «Секулярный мир и религиозность», поэтому в ходе данного мероприятия были выдвинуты скорее тезисы-размышления, чем готовые ответы. Задача этих тезисов — пригласить слушателей к диалогу.

Благодарим докладчиков и организаторов данной научно-практической конференции!

Вернуться к новостям