Резолюция IV Зимней всероссийской научно-практической школы-конференции с международным участием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРА-ВОСЛАВИЕ»-2022

14–16 декабря 2022 года в Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Перервинская духовная семинария Русской Православной Церкви» (далее – ПДС) (г. Москва) в очно-дистанционном формате состоялась IV Зимняя всероссийская научно-практическая школа-конференция с международным участием «ЯЗЫК — ЛИТЕРАТУРА — ПРАВОСЛАВИЕ»-2022 (далее – Школа-конференция).

Школа-конференция была организована в рамках Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова), являющегося научно-образовательным проектом кафедры филологии ПДС.

Школа-конференция проводилась с целью развития творческой активности студентов, аспирантов и молодых учёных, повышения уровня их филологической культуры, а также объединения интеллектуального потенциала исследователей для решения актуальных вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии.

В рамках Школы-конференции состоялись следующие мероприятия: пленарное заседание, заседания секций «Язык – Литература – Православие», «Православие и язык», «Православие и литература», «Методика преподавания церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви» и круглый стол «Христианское начало в современной художественной литературе».

В рамках докладов и мини-лекций Школы-конференции были подняты и рассмотрены научные проблемы, касающиеся изучения языка в религиозном аспекте, богословско-филологического исследования Библии и других памятников религиозной письменности, русской и зарубежной художественной литературы, а также вопросы, связанные с теорией и методикой преподавания филологических дисциплин в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

В ходе работы Школы-конференции было заслушано и обсуждено 40 докладов.

В работе Школы-конференции в качестве докладчиков приняли участие представители из 14 регионов Российской Федерации (г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Хабаровского края, Республики Татарстан, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, а также Московской, Тульской, Рязанской, Тверской, Белгородской, Калининградской и Сахалинской областей) и представители из 2-х иностранных государств (Ирана, Республики Казахстан), в том числе 5 докторов наук и 20 кандидатов наук, 1 епископ, 3 священника и 2 диакона Русской Православной Церкви, 7 членов Союза писателей России.

Школа-конференция объединила докладчиков – педагогов-теоретиков и практиков, научных сотрудников, культурных деятелей, аспирантов и студентов из 26 светских и духовных высших образовательных и научных учреждений, учреждений культуры (Перервинской духовной семинарии, Православного-Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской духовной академии, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Сретенской духовной академии, Коломенской духовной семинарии, Казанской православной духовной семинарии, Белгородской православной духовной семинарии, Екатеринодарской духовной семинарии, Хабаровской духовной семинарии, Алматинской православной духовной семинарии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного областного педагогического университета, Московского государственного института культуры, Московского международного университета, Университета мировых цивилизаций, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Литературного института им. А.М. Горького, Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Тверского государственного медицинского университета, Сахалинского государственного университета, Луганского государственного аграрного университета, Государственного музея Владимира Высоцкого, Тегеранского университета).

Участники Школы-конференции, обсудив её содержание и результаты работы, обращают внимание на следующие актуальные проблемы:

1) несмотря на признанность в научном сообществе значимости церковнославянского языка для русской и славянской культуры в целом, в Российской Федерации не определен правовой статус данного языка, не разработаны на государственном уровне меры, связанные с его сохранением, научным изучением и распространением;

2) тенденции, связанные с использованием русского языка в богослужебной практике Русской Православной Церкви вместо церковнославянского языка, способствуют культурному разобщению славянских народов и отрыву носителей русского языка от собственной многовековой языковой культуры;

3) часто наблюдающееся явление, связанное с недостаточным соблюдением орфоэпической культуры при богослужебном чтении церковнославянских текстов, во многом обусловленное намеренным убыстрением темпа чтения, отрицательно влияет на благозвучие молитвенной речи и в целом на понимание участниками богослужения смыла церковнославянских текстов;

4) недостаточную изученность языкового и литературно-художественного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской;

5) наличие тенденциозной, либерально-советской интерпретации произведений русской классической литературы в содержании современных учебно-методических комплексов по литературе для общеобразовательных школ и высших учебных заведений;

6) необходимость пересмотра и корректировки с учётом целей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения списка художественных произведений, предназначенных для обязательного прочтения и изучения обучающимися в общеобразовательной школе в рамках дисциплины «Литература»;

7) недостаточное внимание общественности и премиальных структур, отвечающих в Российской Федерации за развитие культуры, к патриотическому направлению современной художественной литературы, в т.ч. отсутствие должного взаимодействия российских издательств с писателями Луганской и Донецкой Народных Республик.

В свете указанных проблем участники Школы-конференции пришли к следующим выводам:

1) признать актуальность для современной гуманитарной науки (филологии, теологии и др.) заявленной темы Школы-конференции и поднятых в рамках ее мероприятий теоретических и практических вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии;

2) информировать общественность об открытии канала YouTube (https://www.youtube.com/@yalp_forum) Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова) кафедры филологии ПДС, основным мероприятием которого является Школа-конференция;

3) рекомендовать опубликовать в виде научных статей доклады участников Школы-конференции в журнале «Труды Перервинской православной духовной семинарии» или в коллективной монографии, а также разместить данные материалы на веб-ресурсах Школы-конференции с целью сделать более доступными для широкого круга лиц результаты научных исследований, представленные в рамках Школы-конференции;

​4) способствовать инициированию (в соответствии с объявленным в 2023 году в странах СНГ Года русского языка как языка межнационального общения и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей») проведения на площадке Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова) кафедры филологии ПДС, а также на других научных и общественных площадках мероприятий, поднимающих вопросы о правовом статусе церковнославянского языка в Российской Федерации, а также сохранении его в качестве богослужебного языка в Русской Православной Церкви;

5) обратить внимание общественности и ответственных лиц на необходимость принятия мер, способствующих соблюдению орфоэпической культуры при богослужебном чтении церковнославянских текстов;

6) рекомендовать утвердить тематическое направление «Языковое и литературно-художественное наследие новомучеников и исповедников Церкви Русской» в качестве одного из основных направлений Школы-конференции, а также способствовать научному исследованию заявленной темы;

7) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» обратить внимание общественности и ответственных лиц на необходимость создания учебных пособий по литературе для общеобразовательных школ и высших учебных заведений, где произведения классической русской литературы были бы проанализированы с учётом объективных культурно-религиозных реалий, в которых они были созданы, в т.ч. в связи с историей Русской Православной Церкви;

​8) обратить внимание общественных структур на необходимость в рамках 2023 года, объявленного Годом русского языка как языка межнационального общения, провести ряд мероприятий, способствующих возникновению интереса к современному литературному процессу Луганской и Донецкой Народных Республик со стороны крупных издательств и литературных сообществ Российской Федерации.

​Резолюция утверждена общим собранием участников Школы-конференции и кафедрой филологии ПДС.

Участники IV Зимней всероссийской научно-практической
школы-конференции с международным участием
«ЯЗЫК — ЛИТЕРАТУРА — ПРАВОСЛАВИЕ»-2022,
кафедра филологии Перервинской духовной семинарии

г. Москва, 14–16 декабря 2022 г.

Вернуться к новостям