Работа секции «Православие и литература» в рамках V Юбилейной международной научно-практической школы-конференции «ЯЗЫК — ЛИТЕРАТУРА — ПРАВОСЛАВИЕ»

2 ноября 2023 года в рамках V Юбилейной международной научно-практической школы-конференции «ЯЗЫК — ЛИТЕРАТУРА — ПРАВОСЛАВИЕ» в дистанционном формате состоялась работа секции «Православие и литература».

Руководителем секции выступила доцент кафедры филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры литературы Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего), член Союза писателей России, к.филол.н. Анастасия Евгеньевна Чернова.

В ходе работы секции было заслушано 10 докладов, в т.ч. 2 доклада в рамках подсекции молодых ученых.

Работа секции открылась докладом МЕЛЬНИКА ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА, доктора филологических наук, профессора, независимого исследователя (г. Москва) на тему «Духовный смысл финала романа И. А. Гончарова «Обрыв» («рай» как бесконечное движение к Творцу)». «До сих пор, — подчеркнул Владимир Иванович, финал романа И.А. Гончарова «Обрыв» (он же, по сути, финал всей романной трилогии писателя) остается неразгаданным, а значит, по сути, неясен главный замысел всей трилогии («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)». Главные герои трилогии рассмотрены  в докладе с точки зрения задушевной для автора идеи о способности человека оставаться «идеалистом» (т. е. человеком, не теряющим христианского идеала) во враждебных жизненных условиях, заставляющих «смириться» и приспособиться к неидеальной реальности. Задумав «Божественную комедию» нового времени, Гончаров проводит героев через «ад» (Ад-уев), «чистилище» (Обломов, Ольга Ильинская, Штольц) и, наконец, «рай» (Райский). Способность к бесконечному движению ввысь демонстрирует только один автобиографический герой – Райский. Его духовное развитие в романе – это движение от «страстей» («мытарства») – к «любви», которая «движет солнце и светила».

Доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член Союза писателей России (г. Москва) ВОРОПАЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ выступил с докладом «Поэт-славянофил. К 220-летию со дня рождения Н.М. Языкова». Он охарактеризовал жизненный путь поэта Н.М. Языкова, особое внимание уделяя его дружбе с Н.В. Гоголем. В частности, подробно была освещена характеристика поэзии Языкова в книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями, отношение писателя к стихотворениям «Землетрясенье» и «К не нашим». Под влиянием стихотворений Языкова «Песнь барда во время владычества татар в России» (1823), «Баян к русскому воину при Димитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве» (1823), «Евпатий» (1824) был написан один из первых поэтических опытов Гоголя поэма «Россия под игом татар» (1825) (от поэмы до нас дошли лишь две строки в воспоминаниях матери). Последнее из указанных стихотворений Языкова («Евпатий») Гоголь включил позднее в список «дум» «Учебной книги словесности для русского юношества». Взаимоотношения Гоголя и Языкова были не только дружескими и литературными, но и духовными. В этом последнем – и главном – они обогащали друг друга, воспринимали полезное с открытым сердцем. Присланное Языковым «Добротолюбие» (собрание аскетических писаний на церковнославянском языке) стало для Гоголя одной из самых насущных книг. Получив от С.П. Шевырева известие о смерти Языкова, Гоголь отвечал ему 11 февраля 1847 г: «Из всех моих друзей у него больше других было тех некоторых особенностей, какие были и в моей природе. <…> Наши мысли и вкусы были почти сходны».

В докладе доктора филологических наук, профессора, ректора Миссионерского института (г. Екатеринбург) ДЬЯЧКОВОЙ НАТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ «Тема обретения веры в современной художественной литературе» были рассмотрены произведения современных писателей (М. Павловой, Е. Домбровского и др.), повествующих об обретении человеком веры в Бога, духовном возрождении.

Доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва), профессор Коломенской духовной семинарии (г. Коломна) ИЕРЕЙ ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ НИЧИПОРОВ в своем докладе «Правдоискатели и утописты в романе А. Солженицына «В круге первом»» обратился к сюжетообразующим в романе Солженицына политическим дискуссия, которые с той или иной степенью откровенности ведутся представителями разных уровней советского послевоенного общества и выведены в содержательной и композиционной многоплановости. Споры о личности и государстве, гражданской свободе и сталинской тирании, социальном скептицизме и энтузиазме, исторической памяти и современности, революции, о критериях нравственной оценки политической жизни и ее будущем переустройстве – соотнесены с коллизиями личных судеб персонажей на воле и в заключении, дорастают порой до бытийных обобщений. «В условиях всеобщей немоты, сковавшей социальную среду от прокурорской гостиной до шарашки, подобные речевые взаимодействия доносят неистребимое звучание рвущихся к свободному самовыражению голосов», подчеркнул отец Илья.

Проблему отражения в православной беллетристике монастырской повседневной культуры рассмотрела в своем докладе «О монастырской повседневной культуре доперестроечного периода (на материале «Пюхтицких рассказов» священника Олега Вроны)» кандидат культурологии, доцент кафедры общего и славянского языкознания Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (г. Москва) ФЕДЮКИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА. От монастырской жизни в ее повседневно-бытовых формах можно перекинуть мосты к жизни российского социума советского периода, полагает Елена Владимировна. Проявления и примечательные черты повседневной монастырской культуры она показала на материале «Пюхтицких рассказов» таллинского священника Олега Вроне. Проведенные наблюдения позволили увидеть, что точки соприкосновения двух реальностей: повседневной монастырской и внешней (мирской), несомненно существуют. В то же время несомненно и принципиальное различие двух этих миров. Монастырская обыденность становится органичным элементом монастырской культуры, очищаясь от мирской серости и житейской обыденности, будучи преображаема идеалами христианской жизни.

Заведующая кафедрой Ставропольской духовной семинарии (г. Москва) ШИШКИНА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА выступила с докладом “…Здесь учат людей жить хорошо, то есть счастливо…”: Оптина пустынь в творчестве Евгения Поселянина». «Евгений Поселянин увидел Оптину пустынь в период расцвета старчества. Его свидетельства о монастыре и его подвижниках интересны как впечатления современника и духовного чада преподобного Амвросия Оптинского. Публикации агиографических очерков Евгения Поселянина в конце ХХ – начале ХХI вв. в значительной мере содействовали привлечению внимания к духовному наследию Русской Церкви и возрождению православных традиций в современном российском обществе. Знакомство с очерками Евгения Поселянина позволяет глубже узнать мир Оптиной пустыни периода старцев и вместе с тем открыть для себя мир русского православного человека дореволюционной эпохи, сопоставить свой духовный путь с наставлениями святых преподобных старцев Оптинских. Чистота, прозрачность и добросердечность очерков Евгения Поселянина интересна и полезна современному читателю». – Подчеркнула Александра Юрьевна.

Исследователей из Черногории представила ведущая секции, Чернова Анастасия Евгеньевна. САВВА СЛОБОДАНОВНА РАДУЛОВИЧ, профессор русского языка, Арт-клуб «Первое письмо» (г. Черногория) и МИЛУТИН САВОВ МИЧОВИЧ, писатель, философ, президент литературного общества «Негош» (Черногория) приняли заочное участие в Школе-конференции, приветственные слова гостей из Черногории и тезисы по их докладам были озвучены руководителем секции. Содержание доклада Саввы Слободановны Радулович было посвящено исследованию вопроса проявления религиозного начала в современной литературе, доклад Милутина Савова Мичовича был обращен к рассмотрению поэтического творчества Петра Петровича Негоша в литературном, философском и религиозном измерениях.

Завершили работу секции доклады молодых ученых.

ПОРТНЯГИН ДАНИИЛ АНДРЕЕВИЧ, магистрант 2 курса Тамбовской духовной семинарии, направление «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций», профиль «Русская духовная словесность» (г. Тамбов) представил доклад «Апологетические труды священномученика Аркадия (Остальского): риторический аспект». Были рассмотрены эффективные методы аргументации, которые использовал священномученик Аркадий (Остальский) в архипастырской и миссионерской деятельности. В результате проведенного анализа «апологетического круга» священномученика Аркадия (Остальского) – разделов, на которые подразделяется его основное богословие, – были выявлены четыре типа аргументации: историческая, онтологическая, нравственная и естественно-научная.

Магистрант 2 курса Тамбовской духовной семинарии, направление «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций», профиль «Русская духовная словесность» (г. Тамбов) ЗУДИН ИВАН ИВАНОВИЧ рассмотрел «Темы и мотивы духовной лирики иеромонаха Романа (Матюшина) 1970 – 2003 гг.». Был проведен богословско-литературный анализ тем и мотивов духовной лирики иеромонаха Романа (Матюшина). «Его произведения направлены внутрь особого, духовного измерения, в котором он обращается к Богу, к самому себе, к своему народу, вопросам исторической памяти, проблемам нравственности, духовного выбора и т.д. Осмысление этих вопросов необходимо для познания человеческой природы и места человека в мире, для воспитания духовно зрелой личности», отметил Иван Иванович. Посредством контент-анализа были выявлены основные темы и мотивы поэтического творчества иеромонаха Романа, представлен краткий богословско-литературный анализ цитируемых стихотворений.

 

Доцент кафедры филологии
Перервинской духовной семинарии,
 к.филолол.н. А.Е.Чернова

 

Вернуться к новостям