Паломническая поездка на Соловки

1 день

11 сентября, в день празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи, группа студентов ПДС и сотрудников Николо-Перервинской обители во главе с почётным ректором семинарии протоиереем Владимиром Чувикиным отправилась в паломническую поездку на Соловки. В Кеми паломники сели на пароход «Святитель Филипп» и, преодолев морскую качку и холодный морской ветер, причалили к берегу острова.  Встретивший их монах Николай помог разместиться в кельях монастыря и пригласил на трапезу, после которой гости отправились на обзорную экскурсию по территории обители. Экскурсовод поведала о жизни острова от основания до наших дней: рассказала о подвигах соловецких святых: Зосиме, Савватии, Германе и Филиппе, — об исторических событиях, происходивших на островах, познакомил с величественным Соловецким историко-архитектурным ансамблем – свидетелем великих и трагических страниц в истории нашего государства. Закончился первый день молитвой во время вечернего богослужения в Свято-Троицком соборе.

2 день

На следующий день, после завтрака, перервинские паломники отправились на автобусе по ухабистой дороге на Секирную гору – одну из самых высоких на Соловецких островах. Их путь проходил недалеко от посёлка, в котором проживает 600 соловчан «по зиме» и 800 жителей «по лету». «По зиме и по лету» — это устойчивое выражение местного населения. В посёлке Соловки есть и небольшой аэродром, на полосу которого несколько раз в неделю садится самолёт с материка. Жители посёлка работают на островах архипелага, где есть также детский сад, школа, поликлиника. Правда, полное среднее и высшее образование учащиеся получают на материке. Постоянные жители на острове появились сразу после войны, после закрытия тюрьмы особого назначения. Экскурсовод рассказала, что она тоже переехала на Соловецкие острова из подмосковного Одинцова. Выражаясь по-местному, «осоловела», то есть так полюбила здешние края, что осталась здесь жить.  Автобус высадил паломников около Секирной горы, и все устремились за экскурсоводом вверх по тропинке. На вершине горы стоит часовня в память Чуда Архистратига Михаила в Хонех. И на самой высокой точке (74 метра над уровнем моря) возвышается храм высотой более 30 метров. Купол храма имеет уникальную конструкцию: в верхней части купола распложен действующий маяк. В храме два алтаря: верхний и нижний — в честь праздников Преображения Господня и Вознесение Господня. За храмом — смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на центральную часть острова и виден скит в лесу около озера. Вот что писал М. Горький, посетив это место: «Особенно хорошо видишь весь остров с горы Секирной, — огромный пласт густой зелени, и в неё вставлены синеватые зеркала маленьких озёр; таких зеркал несколько сот, в их спокойно застывшей, прозрачной воде отражены деревья вершинами вниз, а вокруг распростёрлось и дышит серое море». Но именно здесь во времена СЛОНа располагался мужской штрафной изолятор, или карцер. Совсем другое описание этого места у старожила изолятора генерала Зайцева: «Вправо и влево вдоль стен высокого здания, а также посередине, на голых деревянных нарах сидят плотно один к другому узники Секирки. Все они босые, почти полуголые, бледные, некоторые, как скелеты; все грязные, со всклокоченными волосами… В их глазах отражается печаль и жалость к нам, новичкам». Около храма есть кладбище, где очень много безымянных захоронений. Паломники совершили литию, во время которой помолились об упокоении соловецких страдальцев.

Ботанический сад – ещё одно место посещения гостей из Перервы. Основан сад в 1822 году на территории Макарьевской пустыни. Находится он между трёх гор, отчего ветер не выдувает тепло из сада. Здесь растут сибирские кедры и яблони, которым более ста лет. Около сада находился воскобительный завод, по трубам которого тепло подавалось в парники, где выращивали арбузы, дыни и даже персики. Также отапливалась оранжерея с цветами.

Далее группа, доехав на автобусе до леса, пошла по нему пешком и увидела место, где восстанавливают поклонные кресты. Во времена Российской империи на территории островов было около 3000 поклонных крестов, а на сегодняшний день восстановили только 32. После ужина и молитвы в храме во время богослужения все пропели акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

3 день

Третий день путешественники провели острове Анзер, который встретил их своими дарами: морской капустой, ягодами, грибами, шикшой, брусникой, лечебными водорослями.

Анзерский остров — второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого. Его площадь — 47 км². Остров сочетает в себе природную красоту, историческое наследие и пропитан духовностью.

Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги. Паломники познакомились со скитом в честь живоначальной Троицы, основанным в 1615 году монахами под руководством Елеазара Анзерского.

Во лагерное время на острове располагалась больница, куда ссылали недавно родивших женщин. Детей у них отбирали, а умерших младенцев хоронили тут же.

Голгофо-Распятский скит была последней остановкой на острове. Такое название святому месту дала Сама Матерь Божья. Преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей.

6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит. Заодно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня.  

После закрытия монастыря в годы лихолетья скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря. В 1925 году были вскрыты и вывезены в краеведческий музей святые мощи преподобного Елеазара, которые были обретены вновь в 2000 году.

Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929–1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931).

В 2000 г. возобновилась монашеская жизнь на острове Анзер, а в 2008 г. состоялось Великое освящение храма Распятия Господня. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба: репортажи о нём транслировались по пяти телеканалам.

К концу дня, несмотря на усталость, 12 км пройденного пути (порой по топи с настилом), во время которого паломники попали под сильный дождь и промокли до нитки, они ощущали особый духовный подъём и радость.

Переполненные впечатлениями перервинцы вернулись в родную обитель с большим желанием ещё не раз посетить святой архипелаг.

Вернуться к новостям