Сведения об образовательной
организации

На кафедре библеистики ПДС прошел межвузовский научный онлайн-семинар

25 ноября на интернет-платформе Zoom в рамках сетевого взаимодействия духовных школ Русской православной церкви кафедра библеистики Перервинской духовной семинарии совместно с кафедрой библеистики Московской духовной академии провела межвузовский научно-богословский семинар на тему: «Как возможна православная церковная библеистика?».

В работе семинара, помимо преподавателей Перервинской духовной семинарии С. А. Архипова и М.В. Ковшова, приняли участие представители Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского государственного социального университетов, Коломенской духовной семинарии. А также студенты библейского профиля магистратуры и аспирантуры Московской духовной академии.

Вступительное сообщение о работе семинара сделал заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев. В нём он отметил, что сведение научного изучения Писания к библейской критике — очень опасная тенденция, однако многие современные ученые не мыслят современную библеистику иначе. В этой связи, по словам отца Алекандра, нам необходим документ, аналогичный католическому «Интерпретация Библии в Церкви», однако при этом нельзя забывать о том, что многие положения католического учения о Библии для нас неприемлемы. Необходимо создание собственного оригинального документа, посвящённого основным параметрам и принципам толкования Священного Писания в Православной Церкви.

Доцент кафедры библеистики Перервинской ДС М.В. Ковшов отметил необходимость чёткой постановки проблемы, в частности разграничения между историко-критическим методом и историко-филологическим анализом. С точки зрения методологии современной православной библеистики, надо проводить различие между историко-критическим методом и историко-филологическим анализом — буквально-историческим толкованием, принимаемым «всегда, везде и всеми». Также некорректным является противопоставление современной научной библеистики и святоотеческого толкования.

Заведующий кафедрой библеистики Киевской духовной академии профессор протоиерей Ростислав Снигирев высказал мнение о том, что неверно связывать проблему авторства библейских текстов с вопросом о Богодухновенности Писания. Историко-критический метод, с точки зрения отца Ростислава, направлен на уяснение исторического контекста Свщ. Писания, в то время как святоотеческое толкование, по его мнению, представляет собой нечто совершенно иное.

Заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич также отметил важность различения историко-критического метода и историко-филологического. Историко-критический метод, по словам отца Димитрия, опирается на три основных априорных предпосылки, а именно: 1) отрицание Богодухновенности Свщ. Писания; 2) деизм, следствием которого является отрицание Евангельских чудес. 3) эволюционизм, в результате которого, к примеру, все богословие Ветхого Завета рассматривается как история эволюционного развития израильского монотеизма.

По мнению заведующего библейским кабинетом МДА протоиерея Александра Тимофеева, противопоставление научного и святоотеческого подходов к библейскому тексту является некорректным. Подходы, основанные на Священном Предании, исходят из представления о том, что Библия является текстом Церкви. Священное Писание, как говорил сщмч. Иларион (Троицкий) — собственность Церкви, и, соответственно, правильно понято и истолковано оно может быть только в Церкви.

По словам старшего преподавателя кафедры теологии ФДО ПСТГУ, специалиста Федерального УМО по теологии М.В. Таланкиной, «церковный подход к исследованию Писания считает невозможным в интерпретации Библии отделить человеческую сторону от Божественной и исследовать первую в отрыве от второй. Методологический гностицизм невозможен. В эту ловушку попали поиски «исторического Иисуса».

Подводя итог обсуждению, прот. Александр Тимофеев предложил следующую схему приемлемых и неприемлемых с православной точки зрения подходов к изучению Священного Писания:

Подходы к толкованию Священного Писания, основанные на Священном Предании:

историко-филологический метод;

типологический;

анагогический;

аллегорический (в частности, тропологический (нравственный).

Приемлемые новые подходы:

канонический подход («Canonical Approach»).

Новые методы литературного анализа:

  • риторический анализ;
  • нарративный анализ;
  • семиотический анализ.

Подходы, заимствованные из гуманитарных наук:

  • социологический подход;
  • культурная антропология;
  • контекстуальные подходы к исследованию Священного Писания;
  • сравнительно-религиоведческий подход.

Неприемлемые методы:

  • историко-критический метод
  • богословие освобождения
  • феминистический, гендерный и проч. подходы
  • психоаналитические подходы
  • фундаменталистский подход к Священному Писанию.

В заключение отец Александр Тимофеев поблагодарил всех участников семинара за конструктивный диалог и выразил надежду на его продолжение в будущем.

Затем участники собрания назначили дату и тему следующего семинара. Он состоится 23 декабря (среда). Планируется наполнить вышеуказанную схему конкретным содержанием и основное время следующего семинара посвятить ее обсуждению.

Вернуться к новостям