Сведения об образовательной
организации

Доцент кафедры библеистики ПДС М.В.Ковшов принял участие в конференциях в СПбДА, МДА и ТулДС

16-17 ноября 2020 г. в Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви прошла ХII Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки».

Доцент кафедры библеистики ПДС М.В. Ковшов принял участие в работе дистанционной секции «Христианская антропология», которая прошла на интернет-платформе Zoom 17 ноября. М.В. Ковшов также выступил ведущим секции. В своём сообщении на тему «Существование по образу Лиц Пресвятой Троицы как истинное бытие человека» он отметил: «Человек творится Богом по Его образу и подобию (Быт. 1:26-27). Это означает, что, прежде чем говорить о личности человека, мы должны рассмотреть ее Архетип – Бога, сотворившего человека по Своему образу и подобию. Изначальная сообразность человека своему Творцу предполагает, по словам митр. Диоклийского Каллиста (Уэра), что всё то, что мы говорим о Боге, может и даже должно быть приложено с соответствующими оговорками и к нам. Таким образом, мы, с одной стороны, можем говорить о человеке в тех же категориях, что и о Бессмертном Боге, а с другой стороны, мы никогда не должны упускать из виду человеческое несовершенство. Человеческая ограниченность связана с двумя фактами о его бытии: фактом тварности и фактом греховности.

Человек призван к отображению образ жизни Нетварного Бога в рамках своего ограниченного бытия. Образом же бытия Пресвятой Троицы является непрестанное перихоральное общение любви, в котором каждая из Ипостасей всецело отдает Себя Другой. Отсюда и образ бытия человека — не самозамкнутость, не эгоизм, не жизнь для себя, но любовь и самоотдача. Полагая центром бытия самого себя, человек самозамыкается и превращается в индивид-осколок. Напротив, видя центром бытия другого, он преодолевает свою ограниченность и становится тем целым, которое заключает в себе всю полноту Богозданной природы. Выход из состояния самости навстречу полноценному бытию осуществим только в общении с Богом и другими людьми. Путь к реализации этого общения есть Церковь, в которой в соединении со Христом при освящении от Святого Духа человек входит в общение с Пресвятой Троицей и одновременно с иными людьми, которые все вместе составляют единое Тело Христово, со Христом и во Христе входящее в общение с Богом».

При поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и Фонда президентских грантов 23 ноября кафедра богословия МДА провела Международную научно-практическую конференцию «Православное богословие: традиции и современность». Доцент кафедры библеистики ПДС М.В. Ковшов принял участие в работе дистанционной секции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», которая прошла на интернет-платформе Zoom. М.В. Ковшов также выступил ведущим секции. В своём докладе на тему «Православная библеистика — богословская или историко-филологическая наука? К вопросу о методологии современных православных библейских исследований»    он отметил: «Историко-критический метод, зародившись в эпоху Возрождения и Гуманизма, поставил человека мерой всех вещей, в том числе и мерой Священного Писания. По справедливому замечанию Эдгара Кренца, главная особенность историко-критического метода состояла не в том, что человеческий разум впервые стали использовать для изучения Библии, а в том, что он становится абсолютным судией – в том числе и Священного Писания. В результате весь библейский материал, который не соответствует скептическим критериям разумного и возможного – например, повествования о чудесах – игнорируется как неподлинный, а сама Библия рассматривается как всего лишь один из многочисленных памятников древней литературы. В то же время современный термин «Biblical criticism» корректнее переводить на русский язык скорее выражением «литературный анализ», чем «Библейская критика», поскольку последнее имеет определенные отрицательные коннотации. При этом многие западные исследователи склонны употреблять понятия «историко-критический метод» и «научная библеистика в целом» как синонимы, хотя подобный подход нельзя признать вполне адекватным: сегодня существует множество вполне научных и в то же время не-критических подходов к изучению Писания. Если православная библеистика претендует на статус научной дисциплины, ей волей-неволей придется соответствовать вполне определенным критериям, которые для гуманитарной науки являются общепринятыми (хотя и в этом случае неизбежно возникают вопросы, связанные с определенной амбивалентностью историко-критического подхода)».

24 ноября в Тульской духовной семинарии прошла Всероссийская научно-богословская конференция «Гуманитарная наука в духовной школе». М.В. Ковшов выступил с докладом «Сотериология Послания святого апостола Павла к Евреям: иудейско-эллинистические влияния и взаимосвязь с другими письмами Павлового корпуса (Corpus Paulinum)» на секции «Библеистика и богословие». В докладе были обозначены характерные особенности сотериологического учения апостола Павла в Послании к Евреям. Было также отмечено, что это Послание отличается своеобразным дихотомизмом в вопросе спасения. Это видно на тех примерах, когда о спасении говорится в антиномичных формулировках — «преходящее / пребывающее», «настоящее / будущее», «небесное / земное». По мнению докладчика, имеющиеся параллели с иудейскими и эллинистическими источниками являют нам апостола язычников как талантливого миссионера, способного говорить со слушателями на понятном им языке, а большое число параллелей с другими письмами корпуса Паулинум говорит нам о том, что автором Послания был сам апостол Павел при посредстве секретаря, возможно, святого дееписателя Луки.

Вернуться к новостям