Резолюция школы-конференции «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» — 2022

17 – 19 мая 2022 года в Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Перервинская духовная семинария Русской Православной Церкви» (далее – ПДС) (г. Москва) в очно-дистанционном формате состоялась III Весенняя всероссийская научно-практическая школа-конференция с международным участием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ»-2022 (далее – Школа-конференция).

Школа-конференция была организована в рамках Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова), являющегося научно-образовательным проектом кафедры филологии ПДС.

Школа-конференция проводилась с целью развития творческой активности студентов, аспирантов и молодых учёных, повышения уровня их филологической культуры, а также объединения интеллектуального потенциала исследователей для решения актуальных вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии.

В рамках Школы-конференции состоялись следующие мероприятия: два пленарных заседания, заседания секций «Православие и язык», «Православие и литература», «Церковнославянский язык от Петра I до наших дней: богослужение, наука, образование, культура» (последняя из указанных секций была включена также в состав XXX Юбилейных Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность») и круглый стол «Библейское начало в современной художественной литературе».

Помимо этого, Школа-конференция явилась площадкой для реализации программы повышения квалификации «Филология и теология: актуальные вопросы междисциплинарных исследований – I (2022 год)» (18 ак.ч).

В рамках докладов и мини-лекций Школы-конференции были подняты и рассмотрены научные проблемы, касающиеся изучения языка в религиозном аспекте, богословско-филологического исследования Библии и других памятников религиозной письменности, русской и зарубежной художественной литературы, а также вопросы, связанные с теорией и методикой преподавания филологических дисциплин в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

В ходе работы Школы-конференции было заслушано и обсуждено 48 докладов.

В работе Школы-конференции в качестве докладчиков приняли участие представители из 16 регионов Российской Федерации (г. Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Ставропольского края, а также Тульской, Кировской, Воронежской, Вологодской, Белгородской, Челябинской, Свердловской, Костромской, Тюменской, Нижегородской, Новгородской областей) и представители из 3 иностранных государств (Великобритании, Греции, Ирана), в том числе 8 докторов наук и 23 кандидата наук, 1 епископ и 3 священника Русской Православной Церкви, 10 членов Союза писателей России.

Школа-конференция объединила докладчиков – педагогов-теоретиков и практиков, научных сотрудников, культурных деятелей, аспирантов и студентов из 31 светских и духовных высших образовательных и научных учреждений, учреждений культуры (Перервинской духовной семинарии, Православного-Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской духовной академии, Российского православного университета им. св. Иоанна Богослова, Коломенской духовной семинарии, Казанской православной духовной семинарии, Вологодской духовной семинарии, Белгородской православной духовной семинарии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного института культуры, Высшей школы экономики, Московского педагогического государственного университета, Московского международного университета, Института мировых цивилизаций, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Российского государственного гуманитарного университета, МИРЭА – Российского технологического университета, Института искусств и информационных технологий, Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Литературного института им. А.М. Горького, Государственного музея Владимира Высоцкого, Новгородского государственного университет им. Ярослава Мудрого, Вятского государственного университета, Северо-Кавказского федерального университета, Костромского государственного университета, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Тюменского государственного университета, Нижегородского государственного лингвистического университета, Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, Школы социальных наук Университета Манчестера, Тегеранского университета).

Участники Школы-конференции, обсудив её содержание и результаты работы, обращают внимание на следующие актуальные проблемы:

1) необходимость рассмотрения вопроса о создании экспериментальных площадок с целью разработки и апробации научно-методических материалов, связанных с осуществлением преподавания филологических дисциплин в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви;

2) необходимость проработки вопроса о включении в образовательную программу среднего общего образования, действующую на территории Российской Федерации, содержательного компонента, направленного на изучение истории государственного языка Российской Федерации (в т.ч. учебных курсов по старославянскому и древнерусскому языкам, истории русского литературного языка и т.п.), в связи с наметившейся за последние годы тенденцией резкого снижения уровня владения русским языком среди обучающихся средних общеобразовательных учреждений;

3) необходимость создания постоянно действующих научных сообществ студентов, аспирантов и молодых учёных духовных и светских высших образовательных учреждений с целью объединения интеллектуального потенциала молодых исследователей для решения актуальных вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии;

4) необходимость организации и проведения на территории Российской Федерации научных мероприятий в области филологии, направленных на укрепление духовного и культурного единства между народами СНГ и Балтии посредством рассмотрения вопросов, связанных с изучением русского языка и русской литературы в религиозном аспекте.

В свете указанных проблем участники Школы-конференции пришли к следующим выводам:

1) признать актуальность для современной гуманитарной науки (филологии, теологии и др.) заявленной темы Школы-конференции и поднятых в рамках ее мероприятий теоретических и практических вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии;

2) информировать общественность об открытии веб-сайта (см. https://ppds.ru) и телеграм-канала (t.me/yalp_forum) Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова) кафедры филологии ПДС, основным мероприятием которого является Школа-конференция;

3) рекомендовать опубликовать в виде научных статей доклады участников Школы-конференции в журнале «Труды Перервинской православной духовной семинарии», а также разместить данные материалы на веб-ресурсах Школы-конференции (сайте и телеграм-канале) с целью сделать более доступными для широкого круга лиц результаты научных исследований, представленные в рамках Школы-конференции;

4) поддержать необходимость дальнейшего проведения в рамках Школы-конференции программ повышения квалификации, направленных на совершенствование и получение ее участниками компетенций, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, касающейся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии;

5) рассмотреть возможность создания на базе кафедры филологии ПДС и в рамках работы Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума имени митрополита Григория (Постникова) экспериментальной площадки с целью разработки и апробации научно-методических материалов, связанных с осуществлением преподавания филологических дисциплин в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви;

6) рекомендовать создать в рамках работы Школы-конференции научную группу, объединяющую на добровольных началах студентов, аспирантов и молодых учёных с целью их участия в научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку актуальных вопросов, касающихся религиозных аспектов изучения и преподавания филологии;

7) рекомендовать утвердить тематическое направление «Русский язык и русская литература в странах СНГ и Балтии как средство укрепления духовного и культурного единства между народами» в качестве одного из основных направлений Школы-конференции.

Участники Школы-конференции полагают, что принятые решения, выработанные по результатам работы Школы-конференции и изложенные в резолюции, будут в определённой мере способствовать разрешению указанных проблем, а также содействуют развитию и совершенствованию уровня филологического образования (а вместе с ним и теологического) в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви, стимулировав появление новых исследований в данной области научного знания.

Резолюция утверждена общим собранием участников Школы-конференции и кафедрой филологии ПДС.

Участники III Весенней всероссийской научно-практической
школы-конференции с международным участием
«ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ»-2022,
кафедра филологии Перервинской духовной семинарии

г. Москва, 17 – 19 мая 2022 г.

Вернуться к новостям