На кафедре библеистики ПДС прошел межвузовский научно-богословской семинар

26 октября 2022 года кафедра библеистики Перервинской духовной семинарии возобновила работу постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания «Сотериологический подход в библейских исследованиях» в новом учебном году.

Участниками семинара выступают Перервинская, Курская, Витебская, Екатеринбургская, Новосибирская, Саратовская, Калужская, Тульская, Рязанская, Донская, Коломенская, Николо-Угрешская, Воронежская, Омская, Екатеринодарская, Оренбургская и Таврическая духовные семинарии, кафедры библеистики Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный, Российский государственный социальный, Дальневосточный федеральный и Омский государственный университеты,  а также кафедра библейской истории и археологии Российского православного университета им. апостола Иоанна Богослова.

Семинар прошел в смешанном, очно-дистанционном формате. В нем приняли участие более 50 человек, представлявших духовные и светские вузы России. Модератором семинара выступил доцент кафедры библеистики ПДС Михаил Всеволодович Ковшов.

Старший преподаватель, помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии Олег Анатольевич Суханов представил доклад «“Война и Библия” святителя Николая Сербского в свете военной антропологии».

В своем докладе Олег Анатольевич попытался в рамках военной антропологии осмыслить библейский взгляд на войну в интерпретации святителя Николая Сербского. Докладчик отметил ряд положений, которые выделяет сам святитель при рассуждении о войне.

Во-первых, докладчик замечает, что с точки зрения святителя Николая, война является вполне закономерным следствием человеческого греха. Пока в человеческом обществе есть грех, война неизбежна. Безусловно, эту мысль в том или ином виде можно проследить во всех святоотеческих трудах. Однако у святителя Николая она отчетливо выделяется и на ней акцентируется особое внимание.

Таким образом, даже если гипотетически государство ведет миролюбивую политику, но народ этого государства грешит, то такому государству войны не избежать.

Именно в грехопадении святитель Николай видит причину всех последующих противостояний в человечестве. Первое в истории братоубийство, совершённое Каином, продемонстрировало прародителям, Адаму и Еве, которые уже на тот момент отпали от Бога, что грех убийства возник по их вине. Таким образом, первый грех влечет за собой второй грех, который, в свою очередь, сам является воздаянием и отмщением. На Каине Бог ставит печать, чтобы прервать цепь воздаяний, прекратить мщение.

Во-вторых, для святителя Николая очевидно, что любая война происходить при участии Бога. В конфликте, помимо двух противоборствующих сторон, есть третья сторона — Господь Бог. При этом причины войны всегда будут связаны с деятельностью человека, а вот исход зависит от Бога. Победа в сражении будет одержана теми, кто еще в рамках мирного времени вел благочестивую жизнь и продолжает стремиться быть с Богом во время войны. Вместе с тем война не всегда происходит по воле человека, однако она никогда не происходит без его вины.

В третьих, докладчик подчеркнул, что для святителя Николая самыми страшными грехами во время войны являются мародерство и распутство воинов.

На примере некоторых эпизодов из Священного Писания Ветхого Завета Олег Анатольевич проиллюстрировал, каким образом эти грехи влияют на человека и предрешают исход сражений.

Соответственно, залогом мира служит внутренняя борьба человека с грехом и постоянное стремление жить с Богом. Интересно, что героизм на войне может рассматриваться как акт преодоления эгоизма. Отдавая свою жизнь на поле брани за ближних, человек как бы совершает духовное искупление.

Сам святитель Николай писал свой небольшой труд в годы, когда мир стоял на пороге Второй мировой войны. Именно поэтому для сербского иерарха все эти размышления были крайне актуальны и живы.

В ходе рассуждений над учением святителя Николая о войне выступающий коснулся некоторых современных представлений военной философии, а также проанализировал тенденции, присутствующие в современном российском и западном обществах.

В завершение своего доклада Олег Анатольевич обратил особое внимание слушающих на принципиально важный момент, который касается не только библейского учения о войне, но и понимания Священного Писания в целом. Для того чтобы быть способным верно улавливать смысл Писания и усваивать его божественные истины, необходимо прежде всего научиться понимать тех людей, которые стремятся прилагать к своей жизни истины Писания.

Кроме того, как отметил докладчик, серьезное осмысление человеческого опыта позволяет нам актуализировать библейский текст в своей жизни, сделать его знакомым и близким. Все это, несомненно, служит главной цели человеческого бытия — спасению во Христе.

После доклада состоялась живая дискуссия. Участники семинара из числа преподавателей и студентов задавали докладчику вопросы, высказывали свои точки зрения и обсуждали представленные в докладе положения.

Ввиду современной крайне непростой обстановки в мире многие вопросы, которые были заданы докладчику, касались военной операции на Украине и военной политики Российского государства и США.

Участниками дискуссии стали заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков, заведующий библейским кабинетом протоиерей Александр Тимофеев, доцент ПДС М.В. Ковшов, профессор кафедры библеистики МДА Р.М. Рупова и старший преподаватель кафедры богословия и библеистики Тульской ДС А.А. Горбачёв.

Следующий семинар состоится 30 ноября. С докладом на тему «Заповедь “не убий” — актуальная экзегеза» выступит старший преподаватель кафедры библеистики МДА протоиерей Андрей Рахновский.

Видеозапись прошедшего семинара доступна в телеграм-канале прот. Александра Тимофеева.

По материалам сайта МДА

Вернуться к новостям